Скульпторы древней греции.

Поликлет

Поликлет

ПОЛИКЛЕТ (5 в. до н.э.), древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работал ок. 460-420 до н.э. Родился в Сикионе ок. 480 до н.э., учился в Аргосе у Агелада, возможно, в одно время с Фидием, а позднее возглавил аргосскую школу скульпторов. Считалось, что никто не может сравниться с Поликлетом в изображении атлетов, Фидия же признавали первым в изображении богов. Около 460-450 до н.э. Поликлет создал несколько статуй победителей Олимпийских игр, в т.ч. Киниска (при раскопках в Олимпии был найден его постамент). Возможно, ее копией является статуя атлета, надевающего венок (т.н. Юноша Уэстмакотта из Британского музея). Другие произведения раннего периода творчества Поликлета - Дискофор (Несущий диск, лучшие копии в Уэлсли-колледже близ Бостона, США, и в Ватикане) и Гермес (представление о нем можно составить по бронзовой статуэтке из Британского музея). Однако самое знаменитое произведение Поликлета - созданный ок. 450-440 до н.э. Дорифор (Копьеносец). Лучшие копии этой статуи находятся в Неаполе, Ватикане и во Флоренции; лучшая сохранившихся копия головы Дорифора выполнена в бронзе скульптором Аполлонием, сыном Архия (найденная в Геркулануме, она находится теперь в Неаполе). Именно в этом произведении воплощены представления Поликлета об идеальных пропорциях человеческого тела, находящихся друг с другом в числовом соотношении. Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли «каноном Поликлета», тем более что Каноном назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип асимметрии (правая сторона, т.е. опорная нога и повисшая вдоль тела рука, статичны, но заряжены силой, левая, т.е. оставшаяся сзади нога и рука с копьем, нарушают покой, но несколько расслаблены), что оживляет ее и делает подвижной. Формы этой статуи предельно прояснены, они повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы.По заказу жрецов храма Артемиды Эфесской ок. 440 до н.э. Поликлет создал статую раненной амазонки, заняв первое место в конкурсе, где, кроме него, участвовали Фидий и Кресилай. Представление о ней дают копии - рельеф, обнаруженный в Эфесе, а также статуи в Берлине, Копенгагене и музее Метрополитен в Нью-Йорке. Ноги амазонки поставлены, так же, как у Дорифора, но свободная рука не висит вдоль тела, а закинута за голову; другая рука поддерживает тело, опираясь на колонну. Поза гармонична и уравновешена, но Поликлет не принял во внимание того, что если под правой грудью человека зияет рана, его правая рука не может быть поднята высоко вверх. Видимо, прекрасная, гармоничная форма интересовала его больше, чем сюжет или передача чувств. Той же заботой проникнута и тщательная разработка складок короткого хитона амазонки.Затем Поликлет работал в Афинах, где ок. 420 до н.э. им был создан Диадумен, юноша с повязкой вокруг головы. В этом произведении, которое называли нежным юношей, в отличие от мужественныого Дорифора, чувствуется влияние аттической школы. Здесь снова использован мотив шага, несмотря на то, что обе руки подняты и держат повязку, - движение, к которому больше бы подошло спокойное и устойчивое положение ног. Противоположность правой и левой стороны выражена не так сильно. Черты лица и пышные локоны волос гораздо мягче, чем в предыдущих работах. Лучшие повторения Диадумена - копия, найденная на Делосе и находящаяся сейчас в Афинах, статуя из Везона во Франции, которая хранится в Британском музее, и копии в Мадриде и в музее Метрополитен. Сохранилось также несколько терракотовых и бронзовых статуэток. Лучшие копии головы Диадумена находятся в Дрездене и Касселе.Около 420 до н.э. Поликлет создал для храма в Аргосе колоссальную хрисоэлефантинную (из золота и слоновой кости) статую Геры, восседающей на троне. Аргосские монеты могут дать некоторое представление о том, как выглядела эта погибшая в древности статуя. Рядом с Герой стояла Геба, изваянная Навкидом, учеником Поликлета. В пластическом оформлении храма чувствуется как влияние мастеров аттической школы, так и Поликлета; возможно, это работа его учеников. Творениям Поликлета не хватало величественности статуй Фидия, но многие критики считают, что они превосходят Фидия своим академическим совершенством и идеальной уравновешенностью позы. У Поликлета имелись многочисленные ученики и последователи вплоть до эпохи Лисиппа (конец 4 в. до н.э.), который говорил, что его учителем в искусстве был Дорифор, хотя впоследствии он отошел от канона Поликлета и заменил его своим собственным.



Поликлет. Статуя Геракла. Мраморная римская копия с бронзового оригинала 5 в. до н.э. Музей Барракко. Рим.


Поликлет. Раненая амазонка. Мраморная римская копия. 440-430 гг. до н.э. Национальный музей, Рим.


Поликлет. Диадумен


Поликлет. Дорифор
Поликлет дискофор
Поликлет дискофор



Аполлон Мантуанский




ЛИСИ́ПП



Лисипп — греческий скульптор, вместе со Скопасом и Праксителем вошел в триаду величайших скульпторов классической греческой скульптуры. Завершает эпоху поздней классики (IV в. до н. э.)
Родился в Сикионе около 390 г. до н.э. Начинал как литейщик, мастерству ваятеля учился, изучая пропорции поликлетовского «Дорифора». Среди современного ему искусства работы Лисиппа выделялись натурализмом (особенно при передаче волос и глаз), а также несколько удлинёнными пропорциями. Комментаторы отмечали его изящество и элегантность, симметрию и когерентный баланс созданных им фигур, которые были компактнее, чем идеал, представленный Поликлетом, и с пропорционально меньшими головами, придавая фигурам впечатление большей высоты. Он был известен своим вниманием к деталям век и ногтей на ногах. Он был любимым художником Александра Македонского, которого изображал с мальчишеского возраста, в том числе нагим. Его произведения не дошли до нашего времени, по крайней мере, в оригинале - сохранились только римские копии работ Лисиппа.
Плиний приписывал ему до полутора тысяч работ, но это число явно преувеличено и основано на легенде, согласно которой Лисипп при создании каждой своей работы складывал в сундучок по одному драгоценному камню. После его смерти там обнаружили более полутора тысяч камней. Одно из центральных произведений Лисиппа — колоссальная бронзовая статуя Геракла — была увезена из Тарента в Константинополь и расплавлена там в 1022 г. Плиний, описывая инженерно-техническое мастерство Лисиппа, писал:
Достойно удивления, что его [то есть Зевса] можно, как говорят, тронуть с места одной рукой; устойчивость фигуры так рассчитана, что никакая буря её не может свалить. С этим мастер особенно считался, ибо на некотором расстоянии, на том месте, где сила ветра должна была быть сломлена, он поставил колонну. По этой причине, а также из за её величины и трудности перевозки не трогал её Фабий Веррукоз, когда он оттуда же взял статую Геракла, стоящую ныне на Капитолии.
Его сын Евфикрат также посвятил свою жизнь искусству. Его ученик, Харес из Линдоса, создал Колосса Родосского, одно из семи чудес древнего мира.
Мрамор. Римская копия с греческого оригинала Лисиппа IV в. до н. э. (?).

Рим, Музей и галерея виллы Боргезе.


Посейдон.

Мрамор. Римская копия с греческого бронзового оригинала Лисиппа IV в. до н. э.

Рим, Латеранский музей.


Голова Зевса Отриколийского.

Мрамор. Римская копия с греческого оригинала IV в. до н. э.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 3.



Гермес.

Бронза.

Неаполь, Национальный археологический музей.



Фарнезский Геракл.

Мрамор.
Римская работа эпохи империи с оригинала 2-й половины IV в. до н. э.
Надпись на базе: ΓΛΙΚΟΝ ΑΤΑΙΝΑΙΟΣ ΕΠΙΕΣΕ (Гликон, афинянин, сделал [статую]).

Неаполь, Национальный археологический музей.

Геракл.

Бронза.

Париж, Лувр.

Геракл, борющийся с Немейским львом.

Мрамор.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Отдыхающий Геракл.

Мрамор.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Геракл с оленем.

Бронза.

Палермо, Региональный археологический музей.

Фигура пирующего Геракла.

Мрамор.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Силен с младенцем Дионисом.

Мрамор.

Париж, Лувр.

Статуя борца.

Бронза.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Голова девушки, т. н. Methe.

Мрамор.

Мюнхен, Глиптотека.

Пляшущая менада.

Мрамор.

Берлин, Государственные музеи.

Голова Александра Великого.

Мрамор.

Стамбул, Археологический музей.



Гермес, надевающий сандалии, т. н. Иасон.

Мрамор. Римская копия с греческого оригинала Лисиппа IV в. до н. э.

Париж, Лувр.




Голова Сократа.

Мрамор.

Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.




Голова бойца-атлета.

Работа Лисиппа (?).
Бронза. IV в. до н. э.

Афины, Национальный археологический музей.




Апоксиомен.

Мрамор. Римская копия I в. н. э. с бронзового оригинала Лисиппа ок. 320 г. до н. э.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет Апоксиомена, 42.



Фигура юноши, т. н. Идолино.

Бронза. Конец V в. до н. э.

Флоренция, Национальный археологический музей.

Кайрос.

Мраморный барельеф.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.



Агий.

Мрамор. Копия IV в. до н. э. с бронзового оригинала Лисиппа IV в. до н. э.

Дельфы, Археологический музей.


Эрот.

Мрамор.
Римская копия с греческого бронзового оригинала Лисиппа IV в. до н. э.
Муза
Геракл и гидра
Геракл и Телеф
Александр Македонский
Квадрига лошадей в Венеции



Гермес




ПРАКСИ́ТЕ́ЛЬ




Пракситель (Praxiteles) — древнегреческий скульптор, родился в Афинах около 390 года до нашей эры. Пракситель — сын и ученик Кефисодота Старшего. Пракситель работал в родном городе, в Мантинее и в Малой Азии. Его произведения, в основном в мраморе, известны по римским копиям и свидетельствам античных авторов.
Наилучшее представление о стиле Праксителя дает статуя Гермес с младенцем Дионисом, которая была найдена при раскопках в храме Геры в Олимпии. Это наверняка оригинал, созданный около 340 года до нашей эры. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Мастеру удалось усовершенствовать трактовку мотива человека с ребенком на руках: движения обеих рук Гермеса композиционно связаны с младенцем. Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямленности, наблюдаемой у более ранних мастеров.
Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены. Раскраска статуй у Праксителя преследовала не только декоративный эффект: он считал ее чрезвычайно важным делом и поручал известным художникам. Мастерское и новаторское исполнение Гермеса сделало его наиболее известным в наше время произведением Праксителя; однако в древности его шедеврами считались не дошедшие до нас статуи Афродиты, Эрота и сатиров. Судя по сохранившимся копиям, они существовали в нескольких вариантах.
Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. То было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры, и поэтому она была отвергнута жителями Коса, для которых предназначалась, после чего ее купили горожане соседнего Книда. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты — в коллекции Кауфмана в Берлине). В древности утверждали, что моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина.
Хуже представлены другие приписываемые Праксителю статуи Афродиты. Копии статуи, выбранной жителями Коса, не сохранилось. Афродита из Арля, названная по месту находки и хранящаяся в Лувре, возможно, изображает не Афродиту, а Фрину. Ноги статуи скрыты драпировкой, а торс полностью обнажен; судя по позе, в левой ее руке было зеркало. Сохранилось также несколько изящных статуэток женщины, надевающей ожерелье, но в них можно видеть как Афродиту, так и смертную женщину.
Статуи Эрота работы Праксителя находились в Феспиях в Беотии и в Парии в Троаде. Представление о них могут дать изящные и элегантные фигурки Эрота на монетах, медальонах и геммах, где он представлен облокачивающимся на колонну и поддерживающим голову рукой, или рядом с гермой, как на монетах из Пария. Сохранились торсы подобных статуй из Бай (хранятся в Неаполе и музее Метрополитен в Нью-Йорке) и с Палатинского холма (в Лувре и в музее в Парме).
По копиям известны два варианта статуи молодого сатира, один из которых, возможно, принадлежит к раннему периоду творчества Праксителя, а другой — к зрелому. Статуи первого типа изображают сатира, который правой рукой льет вино из высоко поднятого кувшина в чашу в другой руке; на голове у него повязка и венок из плюща, черты лица благородны, профиль тонок. Лучшие копии этого типа находятся в Кастель Гандольфо, в Анцио и в Торре дель Греко. Во втором варианте (его копировали чаще, лучшие статуи находятся в музее Торлониа и в Капитолийском музее в Риме; к ним следует добавить торс с Палатинского холма, хранящийся в Лувре) был изображен сатир, который облокотился на ствол дерева, держа в правой руке флейту, а левой отбрасывая назад перекинутую через плечо шкуру пантеры.
Мотив фигуры, облокачивающейся на опору, использован и в статуе Диониса, лучшая копия которой находится в Мадриде. Дионис опирается на герму, напоминающую герму скульптора Алкамена, — такую же, как и в Гермесе работы Кефисодота. Статуя Аполлона Ликейского, называвшаяся так потому, что она находилась в афинском гимнасии Ликее, воспроизводится на аттических монетах. Аполлон здесь опирается на колонну и поддерживает голову правой рукой, в левой его руке — лук. Сохранилось довольно много копий этой статуи, лучшие из которых находятся в Лувре и в Капитолийском музее в Риме. Существуют также копии статуи молодого Аполлона Савроктона (Аполлона, убивающего ящерицу) — в Лувре, в Ватикане, на вилле Альбани в Риме и др.
В двух созданных Праксителем вариантах статуи Артемиды мы видим примеры решения мотива драпированной человеческой фигуры. На одном из них изображена молодая, одетая в простой пеплос охотница, которая вынимает стрелу из колчана за спиной. Лучшей копией этого типа является Артемида, хранящаяся в Дрездене. Второй вариант — так называемая Артемида Браврония с афинского Акрополя, относящаяся к 345 году до нашей эры, - принадлежит к позднему периоду творчества мастера. Есть мнение, что копией с нее является статуя, найденная в Габиях и хранящаяся в Лувре. Артемида изображена здесь покровительницей женщин: она набрасывает на правое плечо покров, принесенный женщиной в качестве дара за успешное разрешение от бремени.
Одна из последних работ Праксителя — группа Лето с Аполлоном и Артемидой, фрагменты которой найдены в Мантинее. На постаменте скульптор изваял рельеф с изображением состязания Аполлона и Марсия в присутствии девяти муз, рельеф (целиком, кроме фигур трех муз) был найден и находится сейчас Афинах. Складки драпировок обнаруживают богатство изящных пластических мотивов.
Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Чаще всего он изображал богов, и даже сатиров, молодыми; в его творчестве на смену величественности и возвышенности образов 5 века до нашей эры приходят изящество и мечтательная нежность. Искусство Праксителя нашло свое продолжение в произведениях его сыновей и учеников.
Скульптуры Праксителя:

Гермес

       
Гермес с младенцем Дионисом


«Гермес с младенцем Дионисом», скульптурная группа, считается подлинным произведением Праксителя, выполнена из мрамора приблизительно в 330 году до нашей эры. Хранится в Археологическом музее, Олимпия. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены.

Аполлон с ящерицей (Сауроктон)

       
Ликийский Аполлон

       
Эрот Фарнезе


Эрот Фарнезе


Дионис

       
Сатир Людовизи

       
Отдыхающий сатир

       
Отдыхающий сатир
«Отдыхающий сатир», мраморная скульптура, выполненная Праксителем. Копии хранятся в Капитолийском музее (Рим) и Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Прекрасный юноша, отдыхая, непринужденно облокотился о ствол дерева. Тонкая моделировка, как и мягко скользящие по поверхности тела тени, создают ощущение дыхания, трепета жизни. Наброшенная через плечо шкура рыси своими тяжелыми складками и грубой фактурой оттеняет необычайную жизненность, теплоту тела. Глубоко посаженные глаза внимательно глядят на окружающий мир, на губах мягкая, чуть лукавая улыбка, в правой руке — флейта, на которой он только что играл.

       
Афина

       
Диана Габийская, римская копия со статуи Артемиды Брауронии

       
Афродита

       
Афродита

       
Афродита из Арля

       
Афродита Kнидская


«Афродита Книдская», скульптура, выполненная Праксителем. Изображена обнаженная богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние. Не сохранилась, известна по римской копии, хранятся в музеях Ватикана. Пракситель впервые дерзнул изобразить женскую фигуру Афродиты полностью обнажённой. В те времена в Элладе обнаженное тело богини было абсолютным табу. Создав обнаженную Афродиту, Пракситель сделал очень смелый шаг, продемонстрировав современникам, что это не только величественная богиня, но и прекрасная женщина.
бронзовая статуя эфеба




СКОПАС



Скопас (Scopas) — древнегреческий художник и архитектор, чье искусство (наряду с творчеством Лисиппа) завершило эпоху древнегреческой скульптурной классики.
Скопас родился на острове Паросе приблизительно в 395 году до нашей эры, работал в Галикарнасе, Эфесе, Фивах и других городах. Произведения Скопаса (исполненные в мраморе) известны не только по римским копиям и свидетельствам античных авторов (Павсания, Плиния Старшего...), но и по подлинным фрагментам.
Главным свойством его работ явился — по контрасту с гармоническим покоем образов Поликлета и Фидия — мощный, вырывающийся наружу пафос, энергия телесных усилий и страстных душевных переживаний, выраженная в бурной динамике композиций, напряженной ритмике складок одежд и особых телесно-пластических акцентах (глубоко посаженные глаза, складки на лбу, приоткрытый рот). Исполнил фриз мавзолея в Галикарнасе (совместно с Леохаром и другими мастерами; фрагменты — в Британском музее, Лондон). Среди римских копий произведений Скопаса — прославленная Менада (упомянутая Каллистратом как Менада, разрывающая козла) и восходящая, вероятно, к фигурам, украшавшим храм Афины Алеи в Тегее; Потос (персонификация любовной тоски), Мелеагр, Молодой Геракл.
Скопас выступал также и как архитектор, выстроив, в частности, храм Афины Алеи в Тегее, который, согласно Павсанию, «превзошел все прочие пелопонесские храмы как размерами, так и совершенством своим» (сохранились его фундаменты, открытые раскопками). Искусство Скопаса стоит у истоков эллинистического периода античной культуры.
Скульптуры Скопаса:
    

Менада

«Менада», скульптура, выполненная Скопасом. Не сохранилась, известна по копиям. Хранится в Государственном музее Альбертинум, Дрезден.
Мраморная «Менада» воплощает образ человека, одержимого бурным порывом страсти. Танец опьяненной Менады стремителен. Ее голова запрокинута назад, отброшенные со лба волосы тяжелой волной спадают на плечи. Движения резко изогнутых складок короткого разрезанного на боку хитона подчеркивает бурный порыв тела. Скульптура ещё интересна тем, что рассчитана на обозрение со всех сторон.

       
Арес Лудовизи

       
Мелеагр


Надгробие юноши


Аполлон кифаред

    
Аполлон, стела на могиле молодого охотника


Битва амазонок


«Фрагмент фриза галикарнасского Мавзолея — «Битва амазонок» — исполнен Скопасом из мрамора (350 года до нашей эры). В настоящее время хранится в Британском музее в Лондоне. Отличается смелостью композиции и исполнения; отдельные эпизоды представленной им сцены просты и жизненны; позы фигур, облеченных в легкие и развевающиеся вследствие сильных движений одеяния, вполне соответствуют характеру действия; сами фигуры очень серьезны и носят на себе несколько чувственный отпечаток.




сидящий воин
танцовщица

Потос.

Пентелийский мрамор.
Копия эпохи Адриана греческого оригинала работы Скопаса.




Фидий




Фидий (Phidias) — древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики.
Греческое классическое искусство достигло своего высшего расцвета в середине V веке до нашей эры Целая плеяда скульпторов и живописцев первой половины V века до нашей эры и среди них старшие современники Фидия, знаменитые ваятели Пифагор Регийский, Мирон и другие, утверждали в своем творчестве новый истинно греческий художественный стиль. Изображая воина или атлета, мифологического героя или божество, и Пифагор, и Мирон создавали образы человека - живого, красивого, подвижного и сильного. Но и этим талантливым мастерам, и их современникам еще не удалось достичь раскрытия внутреннего мира человека, его чувств и переживаний. Только Фидий сумел вдохнуть в образы классической красоты полнокровную жизнь, показать большую духовную силу человека, его достоинство, ярко охарактеризовать каждого героя, создать грандиозные динамические композиции, полные глубокого внутреннего смысла. Этот великий художник завершил искания своих предшественников, сделал новый большой шаг в развитии реалистического искусства, заняв первенствующее положение среди мастеров своего времени.
О жизни Фидия сохранилось очень мало сведений; трудно даже установить время создания некоторых его работ. Родился он в Афинах в начале столетия, умер в 431 году до нашей эры; работал в разных местах Греции, но большая часть его творческой биографии связана с Афинами. Детство и юность Фидия прошли в годы греко-персидской войны. Почти всю свою творческую деятельность он посвятил созданию памятников, прославляющих родину и ее героев. С 460 года до нашей эры Фидий начал работать в Афинах. Этот город-государство, передовая греческая рабовладельческая республика, центр греческой культуры, занял во время войны ведущее место и стал в 478 году до нашей эры главой Афинского морского союза. Руководящую роль правительстве Афинского государства играл энергичный и влиятельный политический деятель стратег Перикл. Считая, что Афины вправе благодаря своему положению гегемона греческих государств распоряжаться союзной казной, Перикл решил использовать эти средства на восстановление города и Акрополя.
Выступая на народном собрании афинян, он объяснил им: «Город достаточно снабжен необходимым для войны, поэтому излишек в денежных средствах следует употребить на постройки, которые, после своего окончания, доставят гражданам бессмертную славу, во время же производства работ улучшат их материальное положение».
Центральный архитектурный комплекс Афин — Акрополь, застроенный до войны культовыми сооружениями, украшенный многими дарственными статуями, теперь лежал в развалинах. Прежде чем начать его реконструкцию, следовало разобрать руины, очистить место для главных построек, на что потребовалось несколько лет. Но и пустынным Акрополь не мог долго оставаться; постепенно на нем афиняне стали устанавливать статуи богов и героев. была бронзовая статуя бога Аполлона работы Фидия.
Одним из первых памятников (около 460 года до н. э.), воздвигнутых на Акрополе, Статуя Аполлона и монументы в Платеях и Дельфах создали Фидию репутацию первоклассного мастера, и Перикл, близким другом и соратником которого впоследствии стал художник, поручил ему большой государственный заказ — изваять для Акрополя колоссальную статую богини Афины — покровительницы города. На площади Акрополя, недалеко от входа, была установлена в 450 году до нашей эры величественная бронзовая скульптора высотою 9 м.
Вскоре на Акрополе появилась еще одна статуя работы Фидия. Это был заказ афинян, живших вдали от родины. Поселившись на острове Лемонс, они пожелали поставить на Акрополе статую Афины, получившей впоследствии прозвище «Лемния».
Афина Парфенос и Афина Лемния утвердили по всей Греции славу Фидия, и его привлекли теперь к двум самым грандиозным работам того времени: созданию колоссальной статуи бога Зевса в Олимпии и руководству реконструкцией всего ансамбля афинского Акрополя. Руководителем работ по созданию большого и разнообразного скульптурного убранства Парфенона античные литературные источники называют Фидия.
В середине 50-х годов прошлого столетия были открыты археологами развалины мастерской Фидия в Олимпии (к востоку от храма Зевса). В руинах, заброшенных и опустошенных, найдено небольшое количество форм из грубой глины для формовки из тонких пластинок золота частей женской одежды для небольших фигур, мелкие кусочки слоновой кости, крошки золотой фольги, железные, бронзовые и свинцовые пластинки для скрепления форм и частей деревянной основы статуи, кусочки стекла для инкрустации трона, инструменты из кости и бронзовый молоточек для обработки поверхности золота. Среди инструментов найдена маленькая, покрытая лаком чашечка с процарапанной надписью как бы от имени сосуда «я собственность Фидия»...
Кроме статуй Афины на Акрополе и Зевса в Олимпии, Фидий создал ряд других произведений. Так, он принял участие в конкурсе на статую амазонки для храма Артемиды в Эфесе. В этом состязании выступили знаменитый современник Фидия пелопонесский мастер Поликлет, ученик и сотрудник Фидия Кресилай и скульптор Фрадмон. Лучшей была признана работа Поликлета. Сохранились три различных варианта статуй амазонки в римских мраморных копиях, а недавно опознан и четвертый вариант. Все амазонки изображены ранеными, вероятно, это было условием заказа. Несколько мраморных римских копий повторяют бронзовый оригинал амазонки Фидия, лучшая из которых недавно открыта в раскопках виллы римского императора Адриана (II век нашей эры) в Тиволи близ Рима.
Амазонка Фидия высокая стройная девушка-воительница, в коротком хитоне, стоит, склонив голову; она ранена в левое бедро и осторожно выставила вперед ногу. Судя по статуе из Тиволи, правой высоко поднятой рукой она опиралась на копье. Мягкие складки хитона, гибкость фигуры, плавность движения близко напоминают фигуры фриза Парфенона.
Другое из известных произведений Фидия — это статуя Афродиты Урании (небесной), опирающейся ногой на черепаху. Оригинал из золота и слоновой кости, стоявший в храме в Элиде (Пелопоннес), погиб в древности; его мраморной копией считают теперь фрагментированную статую в Берлинском музее. Сильная молодая, полная грации женская фигура своими пропорциями, пластичностью, живописной игрой складок одежды походит на возлежащую богиню восточного фронта Парфенона.


Западный фронтон Парфенона


Восточный фронтон Парфенона
Во всех творениях Фидия и его школы ярко воплотились прогрессивные черты греческого искусства V века до нашей эры Фидий создал произведения совершенные в своей художественной форме, полные глубокого гуманизма, величия и вместе с тем простые и понятные всем.
Художник кончил свою жизнь трагически. Политические противники Перикла, стремясь скомпрометировать этого государственного деятеля и его ближайших соратников, обвинили Фидия в утайке золота при работе над Афиной Парфенос. Фидий был заключен в тюрьму и не дождавшись оправдания, там он покончил жизнь самоубийством.
Скульптуры Фидия:

Зевс Олимпийский


Сфинкс и юноша, ее жертва.

Римская копия фрагмента трона Зевса из Олимпии работы Фидия.
Бронза.

Вена, Музей Эфеса.



Статуя Зевса Олимпийского работы Фидия. Не сохранилась, известна по описаниям. Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 м, ширина — 28 м, а высота внутреннего помещения была около 20 м. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнажённый до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, тёплой слоновой кости, одежду — золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники — богини победы, другой опирался на высокий жезл.
На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены: кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 м в ширину и 1 м в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 м. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.


Раненая Амазонка

«Раненая Амазонка», статуя, занявшая второе место на знаменитом конкурсе скульпторов для храма Артемиды Эфесской, была создана в 440-430 годах до нашей эры. Не сохранилась, известна по копиям. Её копией считается «Амазонка Маттеи» (Ватикан).
Фидий исполнил знаменитую статую раненой амазонки, которую заказали для храма Артемиды жители города Эфеса, почитавшие амазонок как основательниц своего города. В конкурсе на создание статуи амазонки участвовали Поликлет, Фидий, Кресилай, Фрадмон и Кидон. Примечательно, что все изваяния были настолько хороши, что греки решили поручить самим скульпторам определить лучшее. Каждый сначала назвал созданную им статую, но после своей указал амазонку Поликлета, которому комиссия и присудила первый приз.
Соответственно, второе место было у Фидия, третье у Кресилая, четвертое у Кидона, и пятое у Фрадмона.


Медуза

       
Аполлон Кассельский
«Аполлон Кассельский» — название античной статуи из музея Касселя (запад Германии).
Мраморное повторение римского времени древнегреческой статуи из бронзы (470—460 годы до нашей эры). Ее оригиналом считается статуя Аполлона Парнопия (греч. рarnopios — «изгоняющий саранчу»). Из сообщения Павсания известно, что такая статуя была воздвигнута молодым Фидием на Акрополе в благодарность афинян за избавление от нашествия саранчи.
Афина Парфенос из Варвакиона

       
Гера Барберини
(названа в честь первого владельца, кардинала Барберини)

       
Афина Лемния

       
Афина Лемния

      
«Афина Лемния» — бронзовая статуя богини Афины, созданная знаменитым греческим скульптором Фидием в 450-440 годах до нашей эры. Не сохранилась, известна по копиям. Согласно Павсанию, скульптура была изготовлена гражданами Афин, жившими на острове Лемнос. Вероятно, стояла неподалеку от Пропилей.
В статуе Афины Лемнии мастеру удалось передать богатство и сложность образа. При взгляде на нее с одной точки видно большое внутреннее напряжение сильной, мужественной богини. С другой стороны Фидий показал спокойную грацию ее движения. Вертикальные ниспадающие складки одежд воспринимаются как каннелюры неподвижной колонны. Складки наброшенной на плечо эгиды передают живое движение Афины, выявляют внутреннюю динамику и напряжение фигуры. В одной руке богиня держала копье, олицетворяя этим постоянную готовность к действию, в другой — шлем, снятый с головы как бы в знак ее миролюбивого, спокойного настроения.


Афина Парфенос

Афина Парфенос.

Мрамор.
Римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э., относившегося к типу Парфенос Фидия.

Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).

Анакреонт.

Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого оригинала V в. до н. э.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Голова Афины.

Паросский мрамор.
Римская копия эпохи Августа бронзовой статуи работы Фидия, известной как «Лемносская Афина» («Афина Лемния»).

Байи, Археологический музей Флегрейских полей.


«Афина Парфенос» (Афина Варвакион) — знаменитая древнегреческая скульптура работы Фидия. Время создания 447-438 годы до нашей эры. Не сохранилась, известна по копиям и описаниям. Её копией считается римская мраморная статуя.

Сатуя была выполнена в хрисоэлефантинной технике (золото и слоновая кость). Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает ее так: «Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает ее во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у нее на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке — копье. В ногах у нее лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно — Эрихтоний».
Шлем богини имел три гребня (средний со сфинксом, боковые с грифонами). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней — борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. База была украшена историей с Пандорой. На мраморных копиях руку богини с Никой поддерживает столб, существовал ли он в оригинале — предмет многочисленных дискуссий. Ника кажется крошечной, в действительности ее высота составляла 2 метра.


Западный фронтон Парфенона, реконструкция, Спор Афины с Посейдоном
Реконструкции фронтонов Парфенона, выполненные
австрийским скульптором Шверценом, 1904:


Западный фронтон, Спор Афины с Посейдоном за покровительство над Афинами


Восточный фронтон, Рождения Афины из головы Зевса


Западный фронтон, Афина и Посейдон (рядом маслина Афины и соленый источник Посейдона)


Западный фронтон, Слева за Афиной на колеснице богиня Ника, перед ней лошадей придерживает
Тритон. В скульптурной группе сидящего мужчины и обнимающей его женщине усматривают
легендарных царя Кекропа и его дочь, в соседних фигурах его других дочерей и его сына.
Кекропа удалось распознать по змее между ним и дочерью (Кекропа часто изображали
наполовину змеей). Полулежащая фигура слева, какой-то речной бог.


Западный фронтон, Справа за Посейдоном на колеснице его супруга Амфитрита. Далее
располагаются Ирида и Афродита, а за ними, вероятно, дочь царя Эрехтея.
В полулежащей фигуре усматривают нимфу Каллирою.
Мужчина на коленях перед ней какой-то речной бог.


Восточный фронтон, В центре представлены Зевс на троне и Афина в полном вооружении,
которая только что выпрыгнула из головы Зевса.


Восточный фронтон, Справа от нее Гефест, разрубивший по преданию голову Зевса секирой,
чтобы Афина смогла появиться на свет.


Восточный фронтон, Слева въезжает колесница, управляемая, вероятно, Гелиосом. Перед ним сидит
Дионис, затем — Деметра и Персефона. За ними стоит ещё одна богиня, возможно, Артемида.


Восточный фронтон, Справа от Гефеста Посейдон. Далее, возможно, Аполлон и его сестра Диана.
Завершает композицию справа Селена на своей колеснице, въезжающая в море.


Восточный фронтон, Дионис, Деметра, Персефона и Артемида


Восточный фронтон, фрагмент
Метопы Парфенона:


  

  
Фриз Парфенона, Панафинейская процессия:















Леохар



Леохар (Leochares) — древнегреческий скульптор середины 4 века до нашей эры. Представитель академического направления в искусстве поздней классики.
Будучи афинянином, работал не только в Афинах, но и в Олимпии, Дельфах, Галикарнасе (совместно со Скопасом). Изваял из золота и слоновой кости несколько портретных статуй членов семьи македонского царя Филиппа (в технике хрисоэлефантинной скульптуры). Был, подобно Лисиппу, придворным мастером его сына Александра Македонского. Создавал изображения богов и мифологические сцены.
Расцвет искусства Леохара относится к 350-320 годам до нашей эры. В это время он отлил очень популярную в древности группу, изображавшую прекрасного юношу Ганимеда, которого уносит на Олимп посланный Зевсом орел, а также статую Артемиды-охотницы и Аполлона.
Произведения Леохара выполнены с необыкновенным техническим мастерством, его творчество высоко ценил Платон.
Скульптуры Леохара:
 
   
Ганимед, похищаемый орлом

Ганимед, необыкновенной красоты троянский юноша, по велению Зевса был похищен священным орлом и принесен на Олимп. Там Ганимед стал любимцем Зевса и виночерпием богов.

    
Диана Версальская

«Артемида-охотница» или «Диана Версальская», скульптура, выполненная Леохаром приблизительно в 340 году до нашей эры. Не сохранилась. Скульптуры такого типа известны археологам по раскопкам в Лептис-Магне и Анталье. Одна из римских копий находится в Лувре.
Артемида одета в дорийский хитон и гиматий. Правой рукой она готовится извлечь из колчана стрелу, левая покоится на голове сопровождающего её оленёнка. Голова повёрнута вправо, в сторону вероятной добычи.

       
Аполлона Бельведерский

«Аполлон Бельведерский», бронзовая статуя, исполненная Леохаром приблизительно в 330 до нашей эры во времена поздней классики. Не сохранилась. Статуя считается лучшем произведении Леохара и сохранилась в римских мраморных копиях. Одна из мраморных копий находится в Бельведере в Ватиканских музеях. Она была найдена в развалинах виллы Нерона в Антии в начале XVI века.
Статуя изображает Аполлона, древнегреческого бога солнца и света, в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука. Скульптура пленяет не только совершенством образа, но и мастерством техники исполнения.
Статуя, открытая в эпоху Возрождения, долгое время считалась лучшим произведением античности и воспета в многочисленных стихах и описаниях.
Монторсоли, ученик Микеланджело, восстановил кисти рук, но сделал это неверно: в правой руке Аполлон должен был держать лавровый венок, в его левой руке был лук, на что указывает колчан за спиной Аполлона. Эти атрибуты в руках божества означали, что Аполлон карает грешников и очищает кающихся.



Мирон из Елевфер



Мирон (Myron) — греческий скульптор.
Родился и жил в Елевферах, на границе Аттики и Беотии, в середине 5 века до нашей эры, работал в Афинах. Мирон предшествовал великому расцвету искусства Греции примерно в V веке. Древние критики искусства характеризовали его как великого знатока анатомии. Но при всем этом Мирон так и не сумел передать лицам своих работ жизнь и выражение. Мирон умело лепил известных богов, воспроизводил известных героев и животных, особенно великолепно изображал трудные позы, которые выглядели очень реалистично.
До нас дошла очень знаменитая статую Мирона «Дискобол», которая запечатлела атлета, которая хочет запустить диск. Хотя «Дискобол» Мирона дошел до нас в нескольких копиях, одна из этих копий сделана из цельного куска мрамора, и сейчас располагается в Риме во дворце Массимо. Так же будет вам известно, что у одной из копии «Дискобола» не правильное расположение головы. Эта копия сейчас стоит в Британском музее.
Древние писатели так же упоминают известную скульптуру Марсия с Афиной. Эта знаменитая скульптурная группа, так же дошла до нас в нескольких своих копиях.
Помимо людей Мирон так же изображал и животных, особенно известны его изображение «Коровы». Древние ценители искусства посвящали этому изображению множество эпиграмм. В большинстве своем статуи Мирона были из камня, но и были исключения, которые были сделаны из бронзы.
Нам известно, что Мирон жил во времена древнегреческого скульптора Фидия, который был одним из величайших художников периода высокой классики, а так же греческого скульптора Поликлета Старшего. Это стало известно по найденному египетскому папирусу, в котором было описано, что скульптор Мирон изваял скульптуру Тиманта, который в 456 году до нашей эры был победителем Олимпиады.
Скульптуры Мирона:

Афина и Марсий


«Афина и Марсий», статуи, исполненная Мироном приблизительно в середине V в до нашей эры. Не сохранилась, известна по копиям и описаниям. Эти две статуи составляли группу, исполненную на сюжет древнегреческого мифа: богиня Афина в гневе бросает флейту, так как узнает, что во время игры на флейте у нее некрасиво раздувались щеки. К флейте подкрадывается силен Марсий, но затем, услышав проклятия богини, отскакивает назад.

    
 
Дискобол


«Дискобол», статуя, исполненная Мироном между 460 и 450 годами до нашей эры. Она прославляет победителя атлетических состязаний. Не сохранилась, известна по копиям и описаниям.
Сжав диск в правой руке, обнаженный юноша наклонился вперед. Рука с диском отведена назад до предела. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит на далекое расстояние. Все тело юноши пронизано захватившим его движением. Впились в землю пальцы правой ноги, которая служит опорой телу, резко обозначились напряженные мускулы, и, словно тугой лук, согнуты руки.
Фигура «Дискобола» передает огромное внутреннее напряжение, которое сдержано внешними формами скульптуры, упругими замкнутыми линиями, очерчивающими ее силуэт. В образе атлета Мирон раскрывает способность человека к активному действию.



Геракл















Комментариев нет:

Отправить комментарий