пятница, 19 апреля 2019 г.

Амур и Психея.




Идеи неоклассицизма, сформулированные в трудах немецкого ученого и философа И.И. Винкельмана, получили самое яркое воплощение в творчестве выдающегося итальянского скульптора конца XVIII в. Антонио Кановы. Скульптурная группа "Амур и Психея" исполнялась мастером дважды. Один вариант хранится в Лувре, другой, заказанный князем Юсуповым, - в Эрмитаже. Выполненная в 1796 г., эта скульптура украшала один из залов подмосковной усадьбы Юсуповых - Архангельское. Поэтичная легенда об Амуре и Психее рассказана римским писателем Апулеем. Богиня Венера, завидуя красоте Психеи, возлюбленной Амура, отправила ее в подземное царство за сосудом с красотой, запретив ей заглядывать в него. Психея нарушила запрет богини любви, открыла крышку и была охвачена волшебным сном. Ее возвратил к жизни поцелуй Амура. Канова показал Амура в тот момент, когда он, спускаясь с небес, только что коснулся земли. Его крылья, как бы поддерживая бога в воздухе, венчают композицию. Психея, еще в полусне, приподнимается навстречу возлюбленному. Необыкновенная легкость движения фигур, грациозность жестов, декоративность делают это произведение Кановы одним из самых привлекательных в его творчестве.










Выдающийся итальянский скульптор Антонио Канова возглавил в конце XVIII в. новое художественное направление - неоклассицизм, теоретические положения которого были сформулированы в трудах немецкого ученого И.И. Винкельмана. Античное искусство, в котором, по мнению Винкельмана, уже была достигнута идеальная красота, становится мерилом прекрасного и образцом для подражания. Стремясь воплотить представления об идеальной красоте, Канова неоднократно обращался к образам бога любви Амура и его возлюбленной Психеи. Группа стоящих Амура и Психеи считалась олицетворением невинности и составляла пару к группе "Амур с лежащей Психеей", символизирующей сладострастие. Юная Психея, имя которой по-гречески означает "душа", придерживает руку Амура, склонившего голову ей на плечо, и осторожно кладет ему на ладонь бабочку - символ души у древних греков, словно отдавая ему свою душу. Состояние созерцательного покоя, в который погружены юные влюбленные, тонко передано Кановой в их позах, неторопливости грациозных движений, мягком рисунке спадающих складок драпировки, в плавном очертании силуэта группы. Современники называли Канову "скульптором грации и юности", находя в его искусстве воплощение своих представлений о красоте.


Комментариев нет:

Отправить комментарий