пятница, 19 апреля 2019 г.

Венера на корточках.



"Венера Лели", Британский музей
Этот тип статуй богини любви называют еще: «Венера на корточках» или «Купающаяся Венера». Что же заставило античных скульпторов придать богине Афродите такую непривычную для скульптуры позу?
"Венера Лели" с разных ракурсов
Королевская коллекция



В первую очередь — эстетика. Дело в том, что изначально в греческом искусстве статуи богинь выглядели достаточно просто. Честно говоря, они были похожи на бревно, или на каменный столб. И это объяснимо: первые идолы, служившие для поклонения, создавались именно такими примитивными способами, и лишь потом прогресс начал придавать им более человекоподобные формы.

Итак, около 250 года до н.э. некий скульптор, которого звали Дойдалсас из Вифинии, создал самую первую бронзовую статую Венеры на корточках. (Его имя известно из Плиния). Та скульптура не сохранилась — как и большинство других бронзовых статуй древности она сгинула где-то в Темных веках, ведь бронза — это такой ценный для труда и обороны средневекового человека материал.

Статуя сразу приобрела огромную популярность, древние греки и римляне делали с нее много копий, поэтому до нас дошло достаточно большое (около 20) её повторений. Некоторые в идеальном состоянии, другие с потерями, без рук, без головы... Есть и вот такое:
Лувр

Удивительно смотрится, да? Разгадка проста: дело в том, что Скорчившуюся Венеру копиисты любили дополнять различными деталями, согласно подразумевавшемуся сюжету.
А сюжет состоял в том, что Венера сидит в такой позе, потому что она купается или собирается вылезать из воды. Для нее, напомню, это было не просто гигиенической процедурой: во-первых, она родилась из морской пены (но здесь не этот момент изображен). Во-вторых, ритуальным купанием в специальных водах Афродита возвращала себе физическое целомудрие.
Так что иногда статую дополняли изображением сына, маленького Амура, который мог, например, подавать ей полотенце.
Museo Nazionale Romano

Впрочем, Амурчик мог и просто обнимать мамочку. Очевидно, его ладошка с Луврского повторения осталась от какой-то подобной композиции:
Эрмитаж

Эта поза, которая позволяла показать красоту женского тела, но при этом прикрывала все срамные места, интересовала и художников нового времени, которые вдохновлялись ею.




Комментариев нет:

Отправить комментарий